Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через КТД
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.
Самоуправление
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые посвящены: выбору актива класса, созданию законов класса, распределению поручений.
Основные направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
Формы реализации:
Тематические недели
Экскурсии познавательного характера
Экспериментальная деятельность
Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.
Проект «Моя малая Родина»
Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацелен на решение ряда педагогических задач:
Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
учить учащихся приемам преодоления проблем в общении
Формы реализации:
Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:
социометрия; диагностика
Тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?».
По результатам проведенных диагностик, организовать коррекционную работу:
Уровень сформированности качеств личности (определенных целью воспитания в классе) как критерий результативности воспитательного процесса
Проведение занятий, бесед:
Беседа «Добро. Зло. Умение терпеть»
Система занятий и классных часов по теме «Азбука вежливого человека»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
1. Классные часы на тему: «Правильное питание», «Лет до ста расти нам без старости», «Наши зубы» и т. д.
2. Спортивные праздники и соревнования.
3. Дни здоровья.
4.Родительские собрания:
«Азбука безопасности»;
«Трудовая деятельность».
- Направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям
Формы реализации:
1.Конкурс рисунков, газет, плакатов
2.Выпуск газеты
3.Уроки памяти
Беседы:
«Школа вежливости»
«О доброте и отзывчивости»
«Ты не один на свете»
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
- Направление «Дорога и ты»
Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.
Задачи:
- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
- познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации:
1. Цикл бесед по ППД.
2. Просмотр и анализ цикла мультфильмов «Смешарики. О безопасности».
3. Просмотр презентаций с викторинами по правилам ППД.
Важное место при изучении правил занимают презентации. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
Посещение кружков, секций, студий
классные собрания,
создание законов,
распределение поручений
участие в делах школы
Привлечение родителей в учебный и воспитательный процесс. Ребята с родителями устраивают традиционные праздники с выездом на природу, где в неформальной обстановке раскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми, рассматриваются вопросы: как избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность, защита от стрессовых ситуаций. Посещение учеников на дому. Работать в тесном сотрудничестве с родителями.
|