Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой личности.
Актуальность поднятой проблемы определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках различных средств, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Определение проблемы и ее актуальность позволяют сформулировать тему исследования: «Формирование творческой личности младших школьников в учебной деятельности».
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определено содержание ключевых задач, которые направлены на формирование умения учиться. Современное образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Знакомство с монографиями, научными публикациями, диссертационными исследованиями, анализ школьной практики и данные нашего исследования свидетельствуют о том, что недостаточное развитие творческих способностей в процессе обучения уменьшает возможность формирования творческой личности, а значит, ведет к снижению уровня интеллектуального развития учащихся, Это является, в свою очередь, одной из существенных причин снижения интереса младшего школьника к творчеству и учебе.
Цель исследования - выявить эффективность педагогических условий для формирования творческой личности младших школьников.
Методы исследования: теоретический и эмпирический - беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая база опыта. В современной философской и психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к изучению проблем творчества и развития творческих способностей личности.
Ученые-философы, рассматривая проблему творчества, исходят из признания человека его единственно возможным субъектом. Что же касается изменений, происходящих в природе, то назвать их творческим процессом ввиду отсутствия субъекта созидания нельзя. В природе мы наблюдаем процесс развития, а не творчества.
В психологии творчество рассматривается двояко: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной (А. И. Савенков, И. С. Сумбаев, К. Юнг), креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку.
Согласно второй точке зрения (С. А. Рубенштейн, О. С. Грузенберг, П. К. Энгельмейер), не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой такого творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве, в реализации своей креативности. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.
Педагогические условия формирования ведущей идеи опыта
Основные педагогические условия формирования творческой личности младшего школьника можно разделить на организационно-методические и личностно-ориентированные.
К организационно-методическим относятся:
- обеспечение возможности выбора учеником индивидуального способа выполнения творческих работ;
- включение творческих работ на всех этапах процесса обучения;
- нахождение решения учебной задачи на основе субъективного опыта учащихся;
- обеспечение творческой успешности в усвоении содержания учебного материала;
- индивидуальный подход к темпу работы
- учет возрастных особенностей и потребностей школьников в процессе подбора и выполнения творческих работ;
- отсутствие жесткой временной регламентации при выполнении творческих работ;
- вариативность в распределении заданий по уровню сложности
- создание атмосферы эмоционального комфорта в процессе выполнения творческих работ;
- включение домашних творческих заданий;
- реализация творческих заданий в ходе применения нестандартных уроков для учащихся;
- сочетание конкретного и абстрактного учебного материала в содержании учебных задач.
К личностно-ориентированным условиям организации творческой деятельности учащихся относятся:
- индивидуальный темп продвижения в решении поставленной задачи
- свобода выбора в определении творческого задания
- опора на наглядно-образную память учащихся;
- наличие внимательности и наблюдательности учащегося, их стимулирование и актуализация;
- развитая рефлексия;
- самостоятельность выполнения творческих учебных задач.
Кроме того, система работы учителя должна быть адекватна поставленным учебным задачам.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
индивидуальной заинтересованностью;
cоциальной значимостью.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Проектная деятельность учащихся – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Для проведения исследования была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели критерии уровня творческих способностей школьников. Один из тестов: на определение основных творческих характеристик
1. Скорость (как много идей дети выдвигают?)
2. Гибкость (как много разных идей дети выдвигают?)
3. Оригинальность (это их идеи или заимствованные?)
4.Разработанность (насколько их идеи детализированы?)
Основными задачами на этапе формирующего эксперимента в работе учителя являлись:
- Разработка содержания обучения школьников, включающего формирование всех компонентов творчества;
- создание и внедрение в практику технологии формирования творческой личности, обеспечивающей мыслительную и поведенческую активность младшего школьника;
- постоянное изучение и прогнозирование потребностей, мотивов и стимулов выбора творческой деятельности.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание.
Учитывая эти требования, мы строили систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы – внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитывались 2 фактора:
- то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
- творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Был создан перечень творческих заданий, используемых учителем в урочной и внеурочной деятельности, работе с родителями.
Для развития логического мышления в образовательную программу включен курс «Интеллектика».
Одним из методов, развивающим творческую личность, стал метод проектирования. Требования к проектированию для младших школьников несложные. Все темы, предлагаемые в качестве проектов, должны быть посильны пониманию ребёнка. Поэтому проекты в младшей школе отличаются простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути её решения
Анализ результативности. После формирующего этапа было проведено тестирование на выявление творческого потенциала детей, для этого применялись те же методы, что и на констатирующем этапе.
Теоретический анализ и практический педагогический опыт работы позволил выявить систему условий, при которых творческие работы способствуют формированию творческой личности учащегося. Данная система достигается созданием организационно-методических и личностно-ориентированных педагогических условий, создается и реализуется в организации учителем учебно-познавательной деятельности младшего школьника в процессе урочной и внеурочной деятельности. Перечисленная система условий включает два взаимосвязанных аспекта применения творческих работ. Первый – организационно-методический, связан с педагогическим взаимодействием учителя с учащимися, а второй – личностно-ориентированный, касается индивидуально-личностного потенциала младших школьников к выполнению творческих заданий. Учёт этих аспектов в системе условий применения творческих работ обеспечивает продуктивное развитие творческого потенциала школьников в организации их учебно-познавательной деятельности.
Результаты, полученные нами после проведения эксперимента, показали, что в результате использования в учебной деятельности творческих заданий, уровень творческих способностей у детей повысился. Если по результатам диагностик средний уровень во 2А составлял 71%, а во 2В -70%, то по результатам контрольного эксперимента – в 4А он стал равен 50%, а в 4В – 67%. Отсюда и высокий уровень увеличился в экспериментальной группе с 17% до 39%, а в контрольной с 6% до 12%. Низкий уровень остался практически неизменным в экспериментальной группе – с 12% до 11%, у тех же детей и в контрольной группе с 24% до 21%.
Итак, количество детей с низким уровнем в экспериментальном классе уменьшилось, а количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, изменений в контрольном классе практически не произошло. Сравнивая результаты двух классов, мы можем сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей в экспериментальном классе.
Трудности проблемы при использовании данного опыта.
Развить творческие способности можно только, если в процессе обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы. Кроме того, следует учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей при проведении подобной работы. Также необходимо отметить, что важную роль здесь играет систематичность и последовательность работы. Отрывистая, несистематичная работа не может привести к положительному результату.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный опыт может быть использован учителями начальной школы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
|