Тема урока:
Насекомые
Цель урока:
познакомить учащихся с группой царства животных – насекомыми.
Задачи урока:
- раскрыть
особенности строения насекомых
- сформировать
умение учащихся узнавать изученных насекомых
- обосновывать их принадлежность к определенной группе
насекомых
Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, наглядные пособия, атлас, образцы насекомых.
Методы учебной
деятельности: рассказ учителя, беседа,
самостоятельная работа учащихся, доклады учащихся.
Тип урока:
комбинированный.
Ведущие понятия:
насекомые.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Проверка знаний.
Ребята, войдя в класс вы, наверно,
почувствовали необычный аромат леса. Кто из вас скажет, запах какого растения
сейчас присутствует в кабинете? (мята)
Маслами какого еще растения мы пользуемся для
ароматерапии? (эвкалипт, сосна) Для чего нужна ароматерапия? (чтобы быть
здоровыми, бодрыми, жизнерадостными). Совершенно верно. А сейчас улыбнемся друг
другу и подарим хорошее настроение.
Групповая работа.
Начнём мы с вами урок с закрепления знаний об
изученных царствах природы. Для этого я раздам каждой группе текст, прочитайте
его, найдите ошибки и исправьте их.
В это же время я попрошу выйти к
доске ученика, чтобы заполнить обобщающую таблицу. (Нуждина Настя)
Росла
на поляне ромашка. У неё были белые лепестки, жёлтая головка и пушистая хвоя.
Рядом с ней рос гриб – подберёзовик. Когда светило солнышко, ромашка и
подберёзовик тянулись к его лучам, а в пасмурную погоду они склоняли свои
головки к земле. Однажды к ним прилетел ёжик и сказал: «Я такой же, как и вы. У
меня тоже есть иголки и в пасмурную погоду я тоже прячусь. Наверно, мы с вами
родственники». Обрадовались ромашка и подберёзовик новому другу и стали они
вместе жить в одном царстве растений.
Итак, группы готовы отвечать.
(ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: У ромашки не хвоя, а
листья. Гриб не может ни тянуться к солнцу, ни склоняться – у его клеток
твердая оболочка хитин, поэтому у него нет движения. Ёжики не умеют летать. Все
они не могут жить в одном царстве, так как ромашка из царства растений,
подберёзовик из царства грибов, ёж из царства животных)
Молодцы, вы совершенно правильно
определили ошибки, допущенные в тексте.
Теперь, ребята проверим таблицу
общих и отличительных признаков трёх
царств: растений, грибов и животных.
Название царства
|
Царство растений
|
Царство грибов
|
Царство животных
|
Клеточное
строение
|
Растительная клетка с тонкой
оболочкой
|
Растительная клетка с твердой
оболочкой
|
Животная клетка без оболочки
|
Движение
|
Пассивное движение
|
Без движения
|
Активное движение
|
Питание
|
Сами образуют питательные вещества
|
Питаются готовыми питательными
веществами
|
Питаются готовыми питательными
веществами
|
Ребята, сделайте вывод: что общего
имеют грибы с растениями и животными? А почему они не входят ни в одно из этих
царств (чем отличаются?). Совершенно верно, грибы – находятся в своем развитии
между растениями и животными, поэтому они относятся к отдельному царству –
царству грибов.
Сейчас я попрошу выйти к доске
ученика и распределить на схеме живые организмы по царствам.
Посмотрим на доску и проверим, все ли
организмы правильно распределены по царствам.
3. Изучение нового материала
Вы заметили, что некоторые из живых
организмов не нашли своего царства. По ряду внешних признаков они не подошли ни
к царству растений, ни к царству грибов,
ни царству животных. Но, может быть, вы встречали эти организмы в жизни? Где вы
могли их видеть?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой
группой царства животных: насекомые.
Откроем учебники на странице 50,
внимательно рассмотрим рисунок майского жука из группы насекомые. Из каких отделов
состоит тело насекомого? (из трёх отделов: головы, груди и брюшка).
Каких еще насекомых вы видите на
рисунке? (Божья коровка, богомол, слепень). Крылов Максим приготовил для нас
небольшой доклад о божьей коровке, Послушаем
внимательно. Какие вопросы у вас появились после его рассказа?
Физкультминутка.
Бабочка
Спал
цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше
спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся,
потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился
вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце
утром лишь проснется,
Бабочка
кружит и вьется. (Покружиться.)
На странице 50-51 учебника прочитаем
о насекомых. А теперь обратимся к атласу на стр. 22. Найдите на рисунке насекомых,
назовите их.
Теперь мы с вами заполним обобщающую
таблицу «Насекомые»
Название группы
|
НАСЕКОМЫЕ
|
Строение
|
Три
отдела: голова, грудь, брюшко. На груди есть три пары ног и крылья. На голове
есть органы чувств: глаза, пара усиков и ротовые органы.
|
Движение
|
Активное
движение. Летают.
|
Питание
|
Листья,
кровь, другие насекомые
|
На доске заполнит таблицу Рачин
Игорь.
Сейчас мы откроем Тетрадь на печатной
основе№1 и выполним заданием 1, используя рисунок в учебнике на странице50,53.
4. Итог урока.
Итак, вспомним, какие органы имеют насекомые?
Чем они питаются и как размножаются? В чём сходство между насекомыми и в чём
различия?
Ребята, наше знакомство с группой насекомые подходит к концу.
Что нового вы узнали? Что нового вы
хотели бы еще узнать?
Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы
(рефлексия)
(вопросы на стенде)
К
следующему уроку подготовьте рассказ о том, как насекомые готовятся к
зиме. Все это вы можете узнать из энциклопедий и источников интернета
Спасибо вам за помощь на уроке, за
вашу активность. Урок окончен, можете отдыхать.
|